Селиверстова Ирина Николаевна, воспитатель ДОУ №25, г. Липецк

Дистанционные технологии в образовательном процессе ДОУ

Публикация на тему:

«Дистанционные технологии в образовательном процессе ДОУ».

Подготовила: воспитатель ДОУ №25 г. Липецка

Селиверстова И.Н.

В период пандемии, единственным средством связи с детьми и родителями для воспитателя стали компьютерные сети, через которые организовывалась дистанционная образовательная деятельность.

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстояние без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий.

Цель дистанционного обучения детей: создание и систематизация цифрового информационно-образовательного ресурса, предоставляющего ребенку возможности получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям обучающихся, ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания.

Таким образом, «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления. В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране и режима повышенной готовности, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования. В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме. В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми с одной стороны сложней, с другой стороны – больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагога.

Основные задачи дистанционного обучения:

· обеспечить непрерывный и целостный образовательный процесс в ДОУ;

· организация деятельности педагогов в режиме дистанционного обучения.

· оказать родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий.

 

Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:

· принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной информации непосредственно по месту жительства;

· принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

· принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;

· принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.

Предполагаемый результат: создание цифровой информационно-образовательной базы, обеспечивающей овладение программным содержанием воспитанникам, находящимся на дистанционном обучении.

Для непосредственной реализации проекта на официальном сайте ДОУ №25 был создан раздел «Виртуальный детский сад» http://dou25.selles.ru/virtual/. Данный раздел предназначен для Off-Line обучения. Здесь выделены вкладки для каждой возрастной группы воспитанников, и отдельно вкладки специалистов ДОУ, где в соответствии с программным содержанием и тематическим планом размещается учебно-методический материал в доступном и понятном для родителей и воспитанников формате. Охвачены все направления развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Педагоги ДОУ еженедельно разрабатывают содержание обучающей деятельности в виде подборки различных детско-взрослых активностей по темам недели, по направлениям детского развития (тексты художественных произведений для чтения детям, презентации, электронные игры, головоломки, раскраски, музыкальные занятия, карты и схемы изготовления поделок и построек, рекомендации по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики и другое).

Наиболее удобным форматом стала компьютерная презентация в программе Microsoft PowerPoint, в которой педагог имеет возможность отобразить все формы деятельности. Структура оформления учебного материала включает:

· лексическую тему предстоящей недели;

· знакомство с темой текущего занятия в соответствии с образовательными областями;

· пошаговая инструкция для родителей по работе с учебным материалом;

· способы оформления результатов выполненных работ для обратной связи с помощью сети Internet-ресурсов, персональной странички педагога, блога педагога, а также мессенджера WhatsApp, Telegram и т.п., которые обрабатываются педагогами и публикуются на официальном сайте ДОУ в каждой возрастной группе или на собственных страничках педагога.

Таким образом, использование дистанционной формы работы предоставляет педагогам уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, участвовать в онлайн мероприятиях (вебинары, видеоконференции), а также пройти дистанционное обучение на курсах повышения квалификации, в том числе тематические курсы.

В результате работы в дистанционном взаимодействии активность родителей увеличилась, особый интерес проявляют к новым интерактивным формам работы.

Также важнейшую роль в дистанционном образовании имеет наличие собственного сайта воспитателя https://26536.maam.ru/, https://vk.com/club195852995, https://sites.google.com/site/malishidou25/home, на информационно-образовательных ресурсах сети Internet. В котором воспитатель будет пополнять свою методическую копилку.

Для чего воспитателю сайт, канал, рубрика?

1. Прежде всего, площадка для публикаций и обобщения собственного опыта работы;

2. Презентация собственных достижений;

3. Возможность привлечь родителей и найти единомышленников, обмен опытом.

Дистанционное обучение с использование технологий позволяет педагогам повышать уровень знаний за счёт применения современных средств: тематических сайтов, Youtube-каналов, авторских колонок на образовательных сайтах и др. В сети Интернет педагог может выбрать ресурсы по разным направлениям:

· Методические разработки и дидактические материалы;

· Конспекты занятий;

· Презентации и видеоматериалы, викторины;

· Учебные программы, учебные модули по различным видам деятельности;

· Профессиональные практики от коллег-воспитателей для организации образовательных активностей в дошкольных группах;

· Образовательный интернет-ресурс для дошкольников: игры и развивающие занятия. На специальных информационных образовательных платформах предоставлены подборки полезных материалов, мастер-классов, познавательные видеоролики.

Таким образом, технологии дистанционного образования не только не противоречат современным тенденциям развития образования, но и наиболее приемлемы в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, актуальны в данные период и доступны всем педагогам ДОУ. В современных условиях стала актуальной смешанная модель образования. Цифровые ресурсы могут быть эффективно встроены в тему занятия, они могут стать дополнением к традиционным видам деятельности. Этот не должно превратить процесс только во взаимодействие ребенок-компьютер. Ребёнок должен развиваться гармонично!


8 ноября 2020 в 12:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.