Селиверстова Ирина Николаевна, воспитатель ДОУ №25, г. Липецк
Первые сюжетные игры для малышейПубликация на тему: «Первые сюжетные игры для малышей». Подготовила: воспитатель ДОУ № 25 г. Липецка Селиверстова Ирина Николаевна. Введение. Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает специфику ее формирования и общие закономерности развития детей. Первые сюжетные игры имеют огромное значение для решения задач всестороннего воспитания детей раннего возраста. В раннем детстве закладываются предпосылки ролевой игры. Но уже у малышей можно обнаружить элементы игрового сюжета, воображаемой ситуации, которые постепенно превращаются в развернутые сюжетные игры. Событийная, сюжетная сторона игры даже у малыша определяется реальным жизненным опытом, хотя и не исключается влияние обучающих воздействий на нее. Способы же воспроизведения (отображения) реальной действительности в игре (игровые умения, т. е. использование игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых форм поведения, эмоционально-выразительных средств) передаются старшими в совместных играх с детьми. Таким образом, игровой опыт обогащается как за счет усложнения сюжетной, событийной стороны игры, так и за счет усложнения способов воспроизведения этих событий в игре. Постепенное усложнение способов отображения действительности переводит игру от внешних предметно-игровых действий в план внутренний, речевой, воображаемый. Сюжетно-дидактическая игра «Научим куклу раздеваться» помогает им запомнить последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия предметов одежды, действий (по весить, положить и др.). Усвоив от старших подобные игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры. Так, в обучающих играх сюжетного характера дети действуют в соответствии с правилами в пределах заданного заранее игрового сюжета, усваивая конкретный материал по умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик — самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. В них игровой сюжет (тема, содержание событий, их последовательность) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление ее выступают на первый план. Играя, дети учатся переносить действия из одних условий в другие, комбинировать свои знания, полученные в повседневной жизни. Малыши начинают одушевлять неживую природу, создают даже элементы нового (придумывают необычные имена, постройки и др.). Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь. Этапы развития игровой деятельности малышей. Сюжетная игра возникает не сразу, на протяжении раннего возраста она проходит несколько этапов развития. Становление основных элементов игры происходит на втором году жизни ребенка. Первые игровые действия малыш совершает под руководством взрослого: подносит ложку ко рту куклы, причесывает ее, баюкает. Вначале он играет с небольшим количеством игрушек, чаще всего с теми, действия с которыми ему показала мама или бабушка. Постепенно круг игровых предметов расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другие, похожие на него. Так, если в год малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то через некоторое время он начинает делать то же самое с другими игрушками, которые есть в его игровом уголке. Таким образом, возникают обобщенные действия, в которых ребенок действует "как мама". Уже на первых этапах развития сюжетная игра воспитывает нравственно-волевые качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, к содействию. Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам, согласовывать свои действия с другими, обмениваться игрушками, помогать друг другу. Взаимоотношения между детьми формируются более успешно, если, начиная со второго года жизни их приучают играть индивидуально, рядом, не мешая друг другу, побуждают к деловым контактам (подать игрушку, подождать товарища и др.), привлекают к совместным действиям (скатиться вместе с горки, переместить вдвоем большого коня и т. д.). При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступают в ролевое взаимодействие (один «везет» на машине другого, «слушает» больного, «ставит» ему горчичники) Они учатся вместе решать игровые задачи, ищут необходимые игрушки, сооружают вместе из больших кубов машину, договариваются, куда поедут, кто будет шофером. С приобретением умения играть в воображаемом плане взаимопонимание между детьми и воспитателем и, что особенно важно, между сверстниками возрастает. Это создает устойчивый эмоционально-положительный климат в группе. В играх рядом, в первых деловых контактах воспитывается интерес не только к действиям, но и к личности другого ребенка. В индивидуальных и первых совместных играх дети передают, закрепляют и углубляют свой социальный опыт, который отражает взаимоотношения и общение разных людей, сказочных персонажей. В играх малыши проявляют свое отношение к действительности, дают первые нравственно-эмоциональные оценки (лиса хитрая, волк злой, Дед Мороз Добрый и т. д.). Содержание сюжета имеет нравственное значение. Примером нравственного содержания сюжета могут служить народные сказки и детские книги. Они пронизаны торжеством добра, разума, мужества, интересны и доступны детям и служат им нравственным эталоном. Сюжетная игра малышей длится недолго: на втором году жизни от З до 10 мин, на третьем — ребенок может, не отвлекаясь, играть до 30—40 мин. От сюжетных игр зависит, станет ли игра каждого дошкольника ведущей, самостоятельной деятельностью. Со временем увеличивается число игровых сюжетов. Все больше растет интерес ребенка к играм с сюжетными игрушками, малыш начинает играть не только по инициативе взрослых, но и по собственному побуждению. В этом возрасте он действует преимущественно с реалистическими игрушками, т.е. с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, с игрушечной посудой, кроваткой, с игрушками из специальных наборов для игры в парикмахерскую, больницу и пр.). Однако после полутора лет ребенок с помощью взрослого уже может совершать некоторые простые действия с предметами-заместителями (например, подражая взрослому, кормить куклу палочкой вместо ложки, кубиком вместо хлеба). Итак, на втором году жизни у ребенка появляется и увеличивается интерес к играм с сюжетными игрушками, малыш с удовольствием подражает игровым действиям взрослого, умеет самостоятельно воспроизводить некоторые игровые эпизоды. В то же время самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, они часто переплетаются с манипуляциями. Поэтому так необходимо участие взрослого на этапе становления игры. Организация игровой деятельности. Первые игровые действия ребенка возникают из подражания игре взрослого. Недостаточно просто дать малышу куклу и предметы ухода за ней. Очень долго действия с этими игрушками будут оставаться на уровне простых манипуляций. Взрослому необходимо разыгрывать перед ребенком небольшие сюжеты с куклами и животными, показывать игровые действия с ними. Например, можно посадить куклу на стульчик и обратиться к ней: "Ляля, пора кушать. Вот тарелочка, вот ложечка. Давай я тебя покормлю кашкой". Кормить куклу и разговаривать с ней так же, как в обыденной жизни, как родители разговаривают со своим сыном или дочкой. Одновременно с этим нужно вовлекать малыша в игру: попросить помочь покормить куклу, распределить с ним игровые действия. Можно сказать, так: "Машенька, давай вместе покормим куклу? Я дам ей кашку, а ты напои ее чаем вот из этой чашечки". Постепенно ввести в игру новые персонажи и предметы (например, сказать: "Посмотри, киска сидит грустная, она тоже хочет кушать. Давай дадим ей молочка на блюдечке?"). Постепенно необходимо расширять круг ситуаций, которые можно отображать в игре. Если ребенок еще совсем мал, эти ситуации будут разрозненными. Малыш может долго катать куклу в коляске, или без конца причесывать ее, или купать в ванночке, застревая на одном и том же действии. Задача воспитателя - не прерывая игры ребенка, постараться разнообразить ее. Если вы видите, что ребенок без конца кормит куклу, спросите у него: "Может быть, куколке пора спать? Где ее кроватка?". Тем самым вы подтолкнете малыша к новым игровым действиям. Если вы сами инициируете совместную сюжетную игру, старайтесь организовать ее как целостную ситуацию, воспроизводящую последовательность нескольких реальных событий, а не как обучение ребенка отдельным игровым действиям. Маленькие дети еще не умеют планировать свою деятельность. Их действия ситуативны и побуждаются теми предметами, которые попадаются им на глаза: увидел расческу – причесал куклу, увидел утюжок – начинает гладить все, что лежит на столе. Долгое время ребенка будет вполне устраивать такая игра. Однако вы можете время от времени предлагать ему более сложные образцы игры, договариваясь с малышом о том, как вы будете играть. Например: "Давай, мы сначала сварим суп, потом покормим мишку, а потом положим его спать", или: "Ляле пора купаться. Давай вымоем ее в ванночке, потом вытрем полотенцем, потом причешем, а потом погуляем с ней". Если малыш согласится так играть, помогите ему придерживаться той последовательности действий, о которой договорились. Но ни в коем случае не требуйте от него неукоснительно следовать вашим указаниям. Игра – это не занятие, а овладение сложными сюжетами происходит далеко не сразу. Даже в младшем дошкольном возрасте игра не всегда разворачивается по предварительному плану и представляет собой цепочку разрозненных игровых действий. Предлагая малышу поиграть, старайтесь сделать игру интересной для него, поэтому сами играйте с увлечением. Чаще вспоминайте свой детский игровой опыт, свои переживания во время игры. Сюжетная игра предполагает не бездушное манипулирование игрушками, а, прежде всего, взаимодействие между персонажами. Вместе с ребенком можно одушевлять кукол и животных: придумать для них имена, обращаться к ним с вопросами, отвечать за них, комментировать свои действия и действия персонажей. Вовлекать ребенка в разговор с куклами, задавать ему вопросы от лица кукол и животных, инициировать его ответы. Если малыш еще не умеет говорить, отвечать за него. Со временем он начнет повторять ваши слова, произносить собственные. Постепенно можно вводить в игру предметы-заместители, например, использовать вместо ложки палочку, вместо хлеба кубик, вместо яблочка шарик и пр. Это будет способствовать развитию воображения ребенка. Поощрять игровую инициативу ребенка. Если он приносит вам свои игрушки и просит поиграть с ним, обязательно выполните его просьбу.
Необходимо стараться соблюдать важное правило: не превращать игру в занятие. Избегать поучающего тона и замечаний. Стараться обогащать игру ребенка ненавязчиво, не прерывать ее, а подключать к ней в качестве равноправного партнера. Если взрослые уделяют специальное внимание организации сюжетных игр ребенка, то уже к двум годам у малыша развивается достаточно выраженный интерес к игре, игровые действия постепенно теряют исключительно подражательный характер, малыш начинает активнее варьировать игровые действия, иногда использовать предметы-заместители. На третьем году жизни ребенка его игра становится более самостоятельной, разнообразной и богатой по содержанию. Обогащается ее эмоциональная окраска, увеличивается продолжительность. Теперь уже ребенку не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровые действия с ними. На смену разрозненным игровым действиям приходит последовательная и самостоятельная "проработка" выбранного сюжета, включающая множество разнообразных действий, их постоянные повторения и вариации с использованием различных предметов. Но, пожалуй, главное достижение в игровой деятельности в этом возрасте – бурный рост воображения. Это выражается в резком увеличении по сравнению с предыдущим периодом замещающих действий. Если на втором году жизни замещения одних предметов другими носят преимущественно подражательный характер, дети третьего года уже способны придумывать их самостоятельно, проявляя подчас большую изобретательность и настоящее творчество. Например, ребенок может использовать один и тот же кубик вместо хлеба, конфеты, столика, плиты, мыла, шарик – вместо яичка, яблочка, помидора, орешка, таблетки и пр. Использование замещений одних предметов другими позволяет значительно расширить рамки хорошо знакомых малышу сюжетов и придумывать собственные сюжеты. Так игра становится по настоящему творческой. Важную роль в процессе развития творческой игры играет речь, которая помогает ребенку лучше осмыслить то, что он делает, строить диалоги с партнерами планировать дальнейшие действия (разговаривать с куклами и животными, обращаться к ним с предложениями, хвалить, делать замечания, отвечать от их лица и пр.) На протяжении всего раннего возраста происходит подготовка ребенка к принятию на себя роли в игре. Первоначально, подражая действиям взрослого, ребенок не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует как мама, врач или шофер. Такая игра получила название "роль в действии". Однако к концу раннего возраста у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу дочкой или сыночком и пр.
Несмотря на то, что на третьем году жизни игра ребенка становится более самостоятельной и содержательной, участие в ней взрослых полезно и необходимо. Задачей родителей на данном этапе является дальнейшее обогащение игрового опыта малыша. Так же, как и в более младшем возрасте, ребенок иногда "застревает" на одних и тех же действиях с игрушками. Разнообразить его игру лучше с помощью косвенных способов. Например, если вы видите, что малыш, уже умея "лечить" куклу, без конца делает ей уколы, предложите ему дать ей лекарство или витамины, закапать капли в нос или в ушко, помогите подобрать соответствующие предметы-заместители. Хорошо, если вы выделите специальную емкость (коробку) для хранения предметов, которые можно использовать в качестве заместителей. В нее можно сложить несколько палочек, кубиков, колечек от пирамидки, плоских деталей конструктора, пустую фигурную катушку, маленькую салфеточку, вырезанные из цветного картона кружочки разных размеров, крупные пуговицы и пр.). Эта коробка должна находиться в игровом уголке, чтобы малыш при необходимости мог сразу же найти подходящий для игры предмет. Помогайте ребенку выстраивать порядок игровых действий в соответствии с их последовательностью в реальной жизни (например, сначала приготовить кукле еду, потом не забыть покормить ее, затем уложить спать и помыть посуду). Помогайте малышу принимать на себя роль, называть ее. Поначалу можно ограничиться комментариями к игровым действиям малыша, связав их с ролью. Например, мама говорит дочке, играющей с куклой: "Вот как ты, Леночка, хорошо укачиваешь Лялю, как мама. Ты мама, а кукла - дочка", или обращается к сыну, который собирает кубики: "Максим, ты у нас строитель, строишь дом". Маленький ребенок может проигнорировать слова взрослого, но со временем и сам начнет называть себя именем персонажа. Другим приемом является принятие взрослым на себя роли, а также называние роли персонажа по ходу совместной с ребенком игры, Например, вы говорите: "Я мама, а это мой сыночек" или: "Я доктор, а это больной" и обращаетесь к кукле: "Сыночек, пора купаться" или: "Больной, вам нужно сделать укол". Персонажем таких игр может стать и сам ребенок. В этом случае вы называете себя "мамой", а ребенка "дочкой" или "сыночком". При этом важно выполнять не только соответствующие роли действия, но и подробно комментировать их, выстраивать диалоги, а также интонировать речь персонажей, например, строго обращаться к кукле от имени врача, хныкать или капризничать, как маленький ребенок и пр. Если ребенок уже умеет брать на себя некоторые роли в ходе совместной игры со взрослым, можно предложить ему поменяться ролями. Например, если вы были врачом, а ребенок пациентом, то после "излечения больного" можно предложить ребенку: "Давай теперь ты будешь доктор, а я больная, пришла полечиться. Доктор, у меня горло болит" или: "Давай, я буду дочка, а ты мама. Мама, давай пойдем в магазин и купим новую игрушку".
В процессе таких игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые отношения, учится строить диалоги, общаться с партнером по игре. Примеры сюжетных игр с малышами. 1. «Пора кушать». • Накрыть стол, расставить приборы. • Сварить суп, кашу на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.) и покормить куклу из ложечки, палочкой, из ладошки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет. • Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку. • Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста), угостить кукол и зверей. • Накормить куклу из тарелки супом, кашей, хлебушком, порезать ножом (палочкой) сосиску, колбаску (для этой цели могут использоваться шарик, кубик, палочка, детали от конструктора или мозаики, фантик, шарик). • Вскипятить молоко, налить сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (используются пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантик, шарик) • Угостить куклу фруктами, овощами (можно нарисованными или вырезанными из бумаги, или рисунками без детализации с обозначением только цвета, например, зеленый овал – огурчик, оранжевый – морковка, красный кружок - яблочко или помидор, зеленый круг в полоску - арбуз) • Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани. Не следует забывать о том, что игровые действия можно совершать и без использования предметов, с помощью пальцев, ладошки, жестов (например, "взять" пальчиками воображаемую конфету или орешек, протянуть мишке пустую ладошку и предложить ему яблочко). В рамках этого сюжета можно организовать обыгрывание различных детских стихотворений, например, "Оладушки" А.Кравченко: Бабушка, бабушка, Испеки оладушки! - Да испечь-то испеку, Только где же взять муку? - Вот мука! Бабушка, бабушка, Испеки оладушки! - Я б оладьев напекла, Только нету молока. - Вот молоко! Бабушка, бабушка, Испеки оладушки! - Я бы испекла уже, Вот беда-то, нет дрожжей. -Вот дрожжи! Бабушка, бабушка, Испеки оладушки! - Да испечь-то испеку, Только надо сахарку. - Вот сахар! Бабушка, бабушка, Испеки оладушки! - Печь оладьи есть сноровка, Только где же сковородка? - Вот сковородка! Бабушка, бабушка, Испеки оладушки! Ну, теперь-то напеку, Внучке милой напеку И любимому внучку. Целу гору напеку! Масленых, румяных, С медом, Со сметаной Сначала вы читаете ребенку стихотворение, по разному интонируя речь бабушки и внука (внучки) и иллюстрируя его соответствующими игровыми действиями (например, показываете пустую горсточку вместо муки, пустую чашку "с молоком", кубик вместо дрожжей, сковородку в виде игрушки или рисунка и т.п.). После того как малыш познакомится со стихотворением, можно разыграть его вместе, предложив ему роль внучка, подсказывая соответствующие слова и помогая в случае необходимости выполнить то или иное действие. Это стихотворение хорошо тем, что в нем ребенок повторяет одинаковые строчки, а его игровые действия достаточно разнообразны. Кроме того, их каждый раз можно варьировать (например, вместо плиты использовать кубик, плоскую деталь конструктора или пирамидки, стульчик и пр.), а со старшими детьми - обмениваться ролями.
2. «Баюшки-баю». Запеленать куклу. Погладить, обнять ее. Побаюкать на руках. Положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку. Спеть колыбельную песенку или прочитать стишок, например, такой: Вот тебе под спинку Мягкую перинку. Сверху на перинку Чистую простынку. Вот тебе под ушки Белые подушки. Одеяльце на пуху И платочек наверху.
3. «Надо, надо умываться».
Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона). Вымыть кукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытереть салфеткой. Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце. Умыть куклу из тазика. Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку) Посадить на горшок (для маленьких игрушек можно использовать крышку от флакона или нижнюю часть пластмассовой банки). Игру можно сопровождать короткими стишками, например, такими как:
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок
Кто у нас хорошая: Кто у нас пригожая? Катенька хорошая! Катенька пригожая!
4. «Мы идем гулять».
Подготовка к прогулке (пеленание или одевание куклы). Укачивание ее на руках или в коляске. Прогулка на машине (в коляске). Катание с горки на машине или на дощечке. Куклу можно носить на руках. Если ребенок уже пользуется активной речью, предложите ему рассказать кукле, что она может увидеть. Прогулку с куклой можно разыграть, используя элементы конструирования. Это можно сделать следующим образом: Вы кладете на стол небольшую куклу и кубики (кирпичики), говорит ребенку: "Наша Лялечка скучает одна, хочет погулять. Давай построим для нее дорожку?". Берете один кирпичик, приставляете к нему другой, затем предлагаете ребенку продолжить дорожку. После того, как дорожка построена, вы вместе с ребенком шагаете по ней куклой, приговаривая: "Топ-топ, топает малышка" или: "Маленькие ножки идут по дорожке. Топ-топ-топ". Впоследствии игру можно усложнить, вводя в нее еще одну куклу, которая тоже гуляет и идет навстречу первой. Они встречаются, обнимаются, разговаривают друг с другом.
5. «Кукла заболела».
Жалоба куклы, расспросы о том, что болит, как болит, утешение ее. Отвезти куклу на машине в больницу. Послушать сердце (трубочкой; макарониной; пуговицей, нанизанной на веревочку; ухом) Измерить температуру (игрушечным градусником, палочкой, карандашом) Сделать укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем, палочкой, пальчиком). Дать таблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина или фасолина, листочек бумаги, пустая ладошка). Поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани, листика). Поставить банки (можно использовать маленькие крышки от флаконов или просто согнуть ладошку). Полечить горло (пополоскать его из чашечки, смазать палочкой с мазью). Полечить ушко (закапать лекарство пипеткой или двумя сложенными пальчиками, смазать палочкой с мазью). Сделать повязку кусочком бинтика. Дать витамины (горошки, пуговички) Напоить горячим чаем с медом (с малиной) Уложить в кроватку. Спеть песенку, успокоить куклу.
6. «Добрый доктор Айболит».
В ходе этой игры следует прочитать ребенку отрывки из стихотворения К. Чуковского "Айболит", а затем разыграть соответствующие сценки с различными зверюшками, используя действия и предметы, перечисленные в предыдущей игре.
7. «В магазине».
Разложить на столике (на прилавке) овощи, фрукты, предметы-заместители. Взрослому или ребенку взять на себя роль продавца. Спросить у продавца, какие продукты есть в магазине. Выбрать необходимые продукты и сложить их в корзинку (с использованием предметов-заместителей). Заплатить продавцу деньги (листочки бумаги, пуговицы, плоские детали от мозаики). Отнести корзинку домой, разложить продукты на столе. Вымыть овощи или фрукты. Поинтересоваться у кукол, что они хотят съесть. Предложить им морковку, яблочко, банан и пр. (использовать реалистические игрушки или рисунки). Сварить в кастрюльке суп. По завершении этой игры, можно предложить ребенку пригласить гостей (членов семьи или кукол) и угостить их продуктами, купленными в магазине. Игру можно сопровождать чтением стихотворения Ю. Тувима:
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Капуста? Морковка? Горох, Петрушка иль свекла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался не плох!
8. «Приходите в гости к нам».
Пригласить игрушки на праздничный обед (обойти вместе с ребенком комнату и предложить нескольким куклам и животным прийти в гости, побуждая ребенка к разговору с игрушками). Накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадить гостей за столом. Предложить им угощенье, поинтересоваться, что каждый из гостей хочет съесть. Разложить угощенье на тарелки, покормить гостей. По окончании обеда поблагодарить гостей, проводить их домой. Гостями могут быть не только игрушки, но и члены семьи, сверстники.
9. «Домашние заботы».
Постирать куклам одежду (в тазике, в ванночке). Постирать одеяло, простынку (кусочек ткани, салфетку, платочек) Погладить белье (игрушечным утюжком или кубиком) Сложить белье в шкафчик, в ящичек комода (в коробку)
10. «В парикмахерской».
Усадить куклу на стульчик, завязать фартучек. Вымыть кукле голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла). Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать). Причесать куклу (расческой, палочкой). Приколоть заколку, бантик. Побрызгать волосы лаком. Посмотреться в зеркальце (можно в крышку от банки).
11. «У меня зазвонил телефон».
Разговор по телефону: С мамой, папой, бабушкой, дедушкой (рассказать о том, в какие игрушки играет, спросить, чем занимаются родные и пр.). С врачом (вызвать врача к больному ребенку или к себе, рассказать, что болит). После этого можно разыграть сюжет "Больница".
С продавцом (спросить, есть ли в магазине яблоки, конфеты, игрушки и пр.). После этого можно поиграть в сюжет "Магазин".
С парикмахером (узнать, работает ли парикмахерская, можно ли прийти и сделать прическу и пр.). Разыграть сюжет "Парикмахерская".
Использовать в разговоре по телефону стихотворение К. Чуковского "У меня зазвонил телефон".
12. «Цирк».
Предложите ребенку отвести кукол и зверей в цирк. Усадите их на диванчик. На коврике перед диванчиком устройте "арену" цирка, на ней разместите "артистов". Ими могут быть и мягкие и заводные игрушки (например, кувыркающаяся обезьянка, "Дюймовочка" и др.), а также народные игрушки, которые приводятся в движение веревочками или палочками и имитируют действия взрослых (например, медведь рубит дрова, заяц играет на барабане и др.).
Вы говорите: "Сейчас выступит обезьянка. Посмотрите, как она умеет кувыркаться". Затем заводите обезьянку и показываете, как она кувыркается. – "А теперь выступает мишка. Он умеет рубить дрова". Петушок может петь и красиво хлопать крыльями, заяц – бить на барабане и т.д. В этой игре можно использовать маски или полумаски разных животных, куклы-рукавички и пр. После каждого выступления вместе с ребенком похлопайте в ладошки.
13. «Укладывание игрушек спать».
В эту игру хорошо играть перед сном. Малыши не всегда охотно убирают игрушки на место. Старайтесь обыгрывать этот момент, помогая ребенку и разговаривая с игрушками. Например, "Мячик, ты устал кататься, ложись в коробочку, отдохни. А вы, кубики, бегом-бегом на полочку. Вот как красиво, ровно стоите! А тебе, Мишенька, тоже спать пора, давай положим тебя на скамеечку, укроем одеяльцем, а собачку – под скамеечку, пусть она тебя охраняет. Чашечки, встаньте на блюдечки, а то они скучают без вас". Так, беседуя с игрушками, вы сделаете скучное занятие интересным для малыша и разыграете новый сюжет.
14. «Я – шофер!» (игры с машинками).
Перевозка на грузовых машинках продуктов в магазин. Перевозка строительных материалов на стройку. Гонки на автомобилях. Починка автомобиля. Мытье автомобиля и пр. Вариантами этой игры могут стать игры в летчиков, капитанов морских кораблей и пр. В эти игры хорошо включать элементы конструирования, предлагаемые ниже.
Разыгрывание сюжетов с элементами конструирования.
Игры с кубиками.
Дети очень любят играть с кубиками. Этот интерес можно использовать, включая элементы конструирования практически в любой сюжет.
Вот некоторые из таких сюжетов. Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.). Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек и пр. Строительство будки для собачки. Строительство башенки для петушка и пр. Строительство зоопарка. Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов). Строительство причалов для лодок и кораблей. В соответствии с выбранным сюжетом игрушки размещаются в тех или иных постройках (например, куклы могут выходить из своих домиков и отправляться в гости друг к другу, машины разъезжаться в свои гаражи и т.д.). Вот несколько примеров сюжетных игр, включающих элементы конструирования.
15. «Матрешки ходят в гости».
Сначала вы рассматриваете с ребенком двух- или трехсоставную матрешку, предлагаете разобрать ее, а потом говорите, что каждая матрешка хочет жить в своем домике. Обратитесь к малышу от имени большой матрешки: "Ванечка, построй мне, пожалуйста, домик. Только он должен быть большой, чтобы я могла в нем уместиться". Затем говорите за маленькую матрешку: "И мне тоже хочется жить в домике. Только мой домик должен быть поменьше". Если ребенок принимает игру, вы вместе с малышом строите в отдалении друг от друга два домика из кубиков и треугольной призмы (крыши), сажаете возле них матрешек. Взрослый говорит: "Вот сидят наши матрешки смотрят друг на друга. Большая матрешка говорит маленькой: "Мне скучно без тебя, приходи ко мне в гости". А маленькая отвечает: "Я бы пришла к тебе, да боюсь ножки замочить. Вот если бы Ванечка построил для меня дорожку. Построишь?" (обращаясь к Ване). Вы предлагаете ребенку выполнить просьбу матрешки. Затем строится дорожка из брусочков (кирпичиков), и маленькая матрешка идет по ней в гости к большой. Если для ребенка не составляет труда делать различия между матрешками двух размеров, и если игра ему интересна, можно ввести в нее третью матрешку или другой персонаж (построить будку для собачки, берлогу для медвежонка и пр.) Можно также включить в игру маленькую машинку и прокатить на ней матрешку по дорожке, если, к примеру, у нее заболела ножка.
16. «Петушок поет».
Покажите ребенку петушка: "Смотри, петушок проснулся, запел свою песенку "ку-ка-ре-ку", хочет всех разбудить. Он хочет крылышками помахать, высоко взлететь, чтобы все видели, какой он красивый, и слышали, как он поет. Он любит на заборе сидеть и петь. Давай, построим ему заборчик? Где наши кубики?". Обсудите, из каких кубиков лучше всего построить заборчик. Для начала его можно построить из нескольких кубиков, поставленных рядом друг с другом. Пусть петушок взлетит на заборчик, попрыгает по нему. Затем обратитесь от имени петушка к ребенку: "Я хочу повыше заборчик" и прокомментируйте: "Слышишь, петушок хочет взлететь повыше? Давай построим высокий забор? Какие кубики возьмем?". Обсудите с малышом, как можно построить заборчик повыше. Это можно сделать, поставив кубик на кубик, а можно расставить высокие цилиндры или бруски. Предоставляя ребенку возможность самому построить забор, при необходимости помогите ему. После того, как заборчик готов, обратитесь к петушку: "Петя-петушок, вот какой высокий забор построил для тебя Андрюша. Теперь ты доволен? Взлетай высоко!" Завершите игру песенкой:
Рано утром на дворе Просыпаюсь на заре, Ку-ка-ре-ку я кричу - Разбудить ребят хочу. Или: Петушок у нас горластый, По утрам кричит он: "Здравствуй!" На ногах его сапожки, На ушах висят сережки. На головке – гребешок, Вот какой он, петушок! (Г.Бойко).
17. «Путешествие на машине».
Возьмите маленькую машинку и предложите ребенку покатать ее друг к другу. Немного поиграв с нею, скажите: "А теперь машинку нужно отправить в гараж, чтобы она отдохнула. Давай, как будто мы с тобой строители и строим для машины гараж? Гараж строят из кирпичиков. Где у нас кирпичики?" Помогите ребенку соорудить гараж, ворота, похвалите его. После того, как малыш построит ворота, предложите въехать через них в гараж. Предоставляйте ребенку возможность действовать самому, задавайте ему вопросы, побуждая к диалогу с машинкой. Малыш катает машинку столько, сколько ему захочется. Если он хорошо и с интересом играет в такую игру, ее можно усложнить. Например, предложить ему отправиться на машине в лес. Для этого понадобится обозначить лес. Это можно сделать, поставив на дальнем краю стола высокие цилиндры (деревья). Игрушечную машинку при желании можно заменить кубиком или палочкой. Можно построить также мост для машины или соорудить горку из кубиков и брусков. Такие постройки желательно на некоторое время оставлять нетронутыми. Ребенок может потерять к игре интерес, но через некоторое время, увидев постройку, снова вернуться к ней.
Игры с коробками.
Для этих игр пригодятся коробки из-под духов, обувные коробки, большие коробки из-под электроприборов, телевизоров и пр.
В маленьких коробочках из-под духов, особенно если они выложены изнутри шелковой тканью, можно устроить домики или кроватки для пупсиков, маленьких матрешек, птенчиков. Если привязать к таким коробочкам веревочки, можно вообразить, что это машины и катать в них игрушки. Их можно превратить в плиту, в холодильник, в гараж, в домик и т.д.
Из чистых пакетов из-под молока или сока можно сделать туннель и показать ребенку, как по этому туннелю проезжают маленькие машинки.
Большие коробки можно использовать следующим образом: превращать в квартиры для кукол, расставлять в них мебель, укладывать кукол спать; превращать в свою квартиру или в норку, изображая какое-нибудь животное (лису, волка, медведя и пр.); прятаться в них; сооружать из них машину, поезд, пароход и путешествовать. Для этих целей в коробках нужно вырезать отверстия-окна. составлять из двух-трех коробок туннель и, изображая машину или поезд, "проезжать" сквозь них на четвереньках и гудеть "ду-ду". 8 ноября 2020 в 14:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.